МБОУ "Гундинская СОШ"
поселок Гунда
  • О школе

    МБОУ "ГСОШ"  поселок Гунда

    История школы

    История школы

    Перед Октябрьской революцией 1917 года царская Россия занимала одно из последних мест в мире по уровню образования. По данным переписи 1897года грамотных насчитывалось 24 %. Особенно низкой она была у национальных окраин.

    Но ещё до 1917 года в аймаке существовало несколько церковно-приходских школ. В этих школах учились дети русского населения, а основная масса детей оставалась за бортом.

     Одна из таких школ была открыта в 1908 году в селе Константиновка, которая находилась на реке Холой, рядом с Гундой. В 1928 году здание школы из Константиновки было перевезено в Гунду, и в этом же году начинает работать Гундинское церковно-приходское одноклассное  училище.

    Успехи в борьбе с безграмотностью позволили принять меры по дальнейшему развитию общеобразовательных школ. В 1930 году государство ввело всеобщее обязательное начальное образование. К работе по ликвидации неграмотности были привлечены комсомольцы, бойцы Красной Армии. Старожилы помнят Рогову Т.Н., которая долгое время работала в ликбезе в с.Гунда.

    Так после окончания Верхоленской девятилетней школы с педагогическим уклоном и работы заведующим школы в селе Качуг Иркутской области в 1933 году был направлен на работу в Гунду первый директор, тогда еще начальной школы Именохоев Иван Федосеевич. В 20-30-е годы работали такие учителя: Будаев Даба Будаевич, Дондоков С.Д., Ямпилова Чимит Раднаевна, Дашиев А.Д., Халтанов А.Н., Цыренжапов Буда Доржиевич, Тарнуева Мария Абагуевна, Храмцов Егор Хунданович, Хогоев Константин, Раднаев Цыретор, Хамаев Иван.

    В 1936 году школа стала семилетней, было построено и сдано в эксплуатацию новое здание. Директором школы стал учитель истории Цыренжапов Буда Доржиевич, завучем – Бадашкеев Николай Константинович.

    В начале 1940 года школу принял Халтанов Платон Константинович, который в 1941 году ушел добровольцем на фронт.

    В 1941-1942 учебном году директором был Богданов Василий Богданович, в этом же году он ушел на фронт и погиб в 1943 году под Сталинградом.

    С 1942 года школу возглавили Токарева Александра Федоровна, Николаева Агриппина Марнуевна, Цыбенов Цыден Будожапович, Салдуев Ардан Сахитович, Цыдыпов Евгений Дариевич, Забанов Степан Ильич.

    Из воспоминаний бывшего учителя Гундинской средней школы, поэта Цырендоржиева Цыдена Раднаевича: «Впервые я перешагнул порог Гундинской средней школы 1 сен­тября 1949 года учеником 5 клас­са. Школа была большая, много окон, много классных комнат, ка­бинет директора, учительская, раз­девалка—это было удивительно, впервые увидел такую красивую школу (не было никакого сравне­ния снашей Шахтинской началь­ной школой) Наша Шахтинская начальная школа показалась ма­леньким домиком.

    Гундинская семилетка находи­лась на берегу озера. Сейчас на том месте стоит Дом культуры. Было трудное время жилось бедновато, страна еще полностью не встала на ноги после военной раз­рухи. Тогда директором семилет­ки был Евгений Дариевич Цыдыпов, фронтовик, преподавал нам историю. Он был хорошим педагогом, объяснял уроки доходчивым нам колхозным ребятишкам языком, мы его всегда понимали. Математику нам вел Ойдоп Жамбалович Жамьянов человек спор­тивного склада, всегда ходил в офицерской гимнастерке с широ­ким ремнем. На турнике (пере­кладине) и на кольцах он нам по­казывал разные упражнения. Мы его любили. Работали учителя С.Н. Нимаев (математика), Д. Н. Бальжинимаев (военрук), П. М. Павлов (история, география). Е А. Токаре­ва (математика), Д. Б. Доржиева (бурятский язык литература), В.А. Токарева (история), Н. Д. Хахулина (русский язык, литература), К. П Дудникова (биология), Ф.В. Полушина (биология), Ц.Г. Жамаганова (химия), Л. К. Щербакова (математика) и др.

    При школе был интернат (об­щежитие) для приезжих учащихся. Интернат находился возле школы.»

    В 1955году Гундинская неполная средняя школа была преобразована в среднюю школу. Школу принял Цыдыпов Евгений Дариевич, завучем стала Токарева Валентина Андреевна. Евгений Дариевич был замечательным организатором разных дел и начинаний. Он и возглавляемый им коллектив находился в постоянном творческом поиске. За многолетний педагогический труд Евгений Дариевич награжден значком «Отличник народного просвещения СССР». Он возглавлял школу до 1963 года, кроме 1958-59 учебного года, когда директор был Жамьянов Ойдоп Жамбалович.

    В 1955 - 1956 учебном году школа выпустила свой I выпуск - 16 человек.

    В 1958 году начинается преобразование в школах, по «Закону об образовании» 1958 года много внимания уделялось трудовому обучению. Не зря с тех пор на печати и штампе школ фигурировало название - средняя  общеобразовательная политехническая школа с производственным обучением.   Многое   заложено в словах    названия   школ.   Политех­низм—система  обучения,   при  которой дети теоретически и    практически знакомились с основными отраслями производства. Сельская школа с сельскохозяйственным про­изводством.    Связи школы с совхозом уже было недостаточно,  была  необхо­димость  иметь учебную базу,  по­этому  были  построены школьные мастерские,  оборудованы  кабине­ты основы   производства,   трактородромы.   Когда не  было  телеви­зоров,     стационарных   киноустано­вок   дети  с  интересом     смотрели диапозитивы  через  проекционный фонарь. В свя­зи с развитием ПТУ производственное   обучение в     школах     теряет смысл,   но  ликвидировать  его  ни­как нельзя   ибо наш век—век тех­ники. Надо учить детей и основам животноводства и растениеводства, и осваивать начальные навыки вож­дения  и   знания   различных   меха­низмов:   комбайнов,   автомобилей, мотоциклов. Вот   и   приходится учителю   регулярно   читать,   пере­бирая  массу  разнообразной лите­ратуры.   Творчески работали, передавая свои знания детям, такие учителя: Курмазова А.Г., Баширова Р.Д., Жамьянов О.Ж., Нимаев С.Н., Андрианова М.Ф., Жамбалова Н.Р., Щербакова Л.К., Цыбенова К.Б., Егорова Ю.А., Данилина П.Я., Шоноев И.С., Дашинорбоева И.Б., Теплякова Ф.В., Биктимирова М.М. и многие другие. Все они молоды, веселы, работали творчески, вводят новую струю в жизнь школы. В школе обучаются учащиеся пяти ближайших деревень: Ширинги, Тулдуна, Колчеданного, Хорги, Исинги. С каждым годом повышалось количество учеников.

    В 1963году школу возглавила Токарева Валентина Андреевна,  в школе работало 37 учителей, приехали молодые Максимов Г.Н., Галсанова Д.Д., Чебунина А.И., Цыренова А.Н. и др. Количество учеников перевалило за тысячу. Появились 3-4 параллельных класса. Школа работала в 2 смены и ещё вечерняя смена (вечерняя школа).

    Старое здание семилетки стало тесным. Встал вопрос о строительстве типового ученого корпуса.

    … Началось строительство новой школы (который стоит и доныне) и интерната. Строительство новой школы шло ускоренным темпом, строителям помогали педколлектив, учащиеся старших классов. Кроме сруба, другие вспомогательные работы: засыпка потолка, огораживание, подтаскивания цементного раствора и  стройматериалов, уборка территорий, утепления, благоустройства и прочие работы выполнялись силами учителей и старшеклассников. Сама директор школы, оденет комбинезон и всегда была впереди своих подчиненных. Недаром однажды в Правде Бурятия появилась статья «Директор со строительным уклоном», автором которой был наш выпускник журналист Дугар Санжиев, это была статья о Токаревой В.А.

    В 1963-1965 учебных годах завершается преобразование школ, создаются ученические производственные бригады, принимавшие участие в уборочных работах на полях колхозов и совхозов и пришкольных участках. Появились преподаватели производственного обучения, средние школы преобразованы в одиннадцатилетние школы с производственным обучением. Одним из лучших пришкольных участков в районе являлся участок при нашей школе. Руководил работой детей опытный биолог Дудникова Клавдия Петровна. Она неоднократно делилась опытом организации труда детей на пришкольном участке с биологами района. Клавдия Петровна за свой труд награждена значком «Отличник народного образования». Имеет благодарность от райпо за достигнутые успехи в учебно-воспитательной работе, за глубокие  прочные знания учащихся.

    За работу с учащимися на пришкольном участке награждена знаком «Отличник сельского хозяйства». Под ее руководством в школе построена зимняя теплица.

    В школе начинает работать преподаватель основ производства Крашенинов Геннадий Ильич – технически грамотный инженер. Он оборудовал кабинеты: лекционный и кабинет для практических работ. Учащиеся школы получали вместе с аттестатом зрелости удостоверение машиниста-тракториста широкого профиля.

    В 1966 году было завершено строительство новое здание школы. Повезло, ГСШ многим: во-первых, Она расположена на бере­гу озера Гунда, знаменитого своей глубиной, чистотой воды и богат­ством качественных рыб; во-вторых, в том что живет трудолю­бивое, дружное, отзывчивое к за­ботам школы население. Это с их помощью построены новая школа, здание интерната со столовой, школьная столовая, теплица, кото­рая в свое время была единствен­ной в нашем районе и славилась урожайностью разных сортов ово­щей и редкостными цветами. И, наконец, в том, что совхоз «Еравнинский» всегда ока­зывал помощь школе в заготовке дров лесоматериалов, выделял транспорт и для подвоза детей, широкое поле деятельности для трудового воспитания учащихся. Под руко­водством завуча по Основам про­изводства Крашенина Геннадия Ильича учащиеся выращивали тур­непс, картофель для совхоза, ухаживали за телятами, учас­твовали в стрижке овец, уборке урожая и заготовке грубых кормов. Опытные биологи и учителя труда Клавдия Петровна Дудникова, Ирина Батуевна Дашинорбоева, Мария Захаровна Баханова, Мария Жигжитовна Юндунова, Ни­на Георгиевна Дудникова проводили с учащимися опытнические ра­боты на пришкольном участке, прививая детям любовь к «земле».

    С 1967 года школу возглавил Шоноев Иван Сафронович. В педколлектив вливаются Раднаева А.Э., Санданов А.Ш., Юндунова М.Ж., Шагжин Д.Ш. и др.

    В 1968-1969 году учащихся в школе было 876 человек, класс-комплектов – 33. учителей – 47. Завучем работает Максимов Геннадий Никифорович.

    Гундинская средняя школа была оборудована техническими средствами обучения, которые в то время были редкостью.

    Школа работает по новым программам и учебникам, в основу содержания образования положен принцип развивающего обучения.

    Особое внимание учителя стали уделять развитию познавательной деятельности учащихся, используя практические и самостоятельные работы, тем самым воспитывать у них постоянное стремление к самостоятельному познанию предметов и явлений окружающей действительности.

    Обучению учащихся к самостоятельности в учебной деятельности уделялось внимание во все времена. Но дело в том, что при информационно-объяснительном методе обучения часто ограничивались учащиеся восприятием готовых знаний, их запоминанием и простым воспроизведением их по требованию учителя. При таком методе упускалась развивающая сторона обучения.

    Развитие теории методов обучения о самостоятельной работе учащихся в процессе учебной деятельности было дополнено новой критерией к ее оценке – это когда учащиеся должны овладевать умениями и навыками самостоятельной исследовательской, поисковой работы с текстом учебника и с дополнительной литературой, самостоятельно применять свои знания и опыт для установления новых фактов, явлений, отыскивать неизвестные им ранее причины и следствия, определять новый способ решения проблем и, значит, научиться приемам мышления, анализу, обобщению и умению делать умозаключения (выводы). В этом направлении стали работать предметные объединения в школе. С 1970-1979 годы школой руководили Шоноев И.С., Хамханов В.М. В эти годы в школе был введен новый предмет – начальная военная подготовка.

    В период 1980-1989 годов школа перешла на пятидневную рабочую неделю. Реализуются следующие программы: основные (учебные предметы), дополнительные (этикет, шахматы, ритмика), профессиональные (трактор и парикмахер). Школу возглавляют в эти годы Аюшеев Иван Жамсуевич, Сучков Василий Федорович. Большое внимание уделяется выборы средств и методов обучения способствующих активизации умственной деятельности и развитию внимания учащихся к учебной деятельности, кабинеты оснащаются самодельными наглядными пособиями, добивались хорошей успеваемости.

    1987-1988 учебный год стал годом рождения новой четырехлетней начальной школы, положил начало перерастания десятилетней школы в одиннадцатилетнюю. В школе пришел работать психолог. Учителя постоянно ищут лучшие методы обучения и воспитания, совершенствуют свое педагогическое мастерство. Творчески работают Нестерова Г.М., Кузнецова В.А., Эрдынеева С.С., Горина Т.А., Афанасьева Т.И., Батуева А.Д., Дашинорбоева Б.Б., Бизьяева Л.С., Жалсараев О.Д., Максимова О.Н., Цыренжапова Г.Д., Санжимитыпова Л.Д., Шулунов А.К., Дудникова Л.Г. и другие.

    В 1990-х годах реализуется программа переходного периода к одиннадцатилетней школе. Основными механизмами реализации учебного процесса стали программы развития образования на всех ступенях, введения базисного учебного плана и государственных образовательных стандартов по предметам, систем соглашений и сотрудничества в сфере образования. Коллектив работает над внедрением образовательных стандартов, обеспечивает разноуровневое освоение учебного материала, разрабатывает диагностические карты на учащихся. Все преобразования побуждают творческую мысль учителей, служат реальной основой качественного образования. В этот  период директорами были Максимов Геннадий Никифорович (1990-1993гг.), Жалсараев Одон Дашиевич (1993-1995гг.), Сандакова Светлана Цыдыповна (1995г. - 2012г), Барьбеева Туяна Николаевна (2013 - 2017гг.).

    Сегодня школа функционирует в двух типовых зданиях, соединённых между собой верандой. Школа располагает двумя спортивными залами, один из которых имеет S = 450 м², второй – 170м². Имеется стадион, который полностью предоставляется для организации и проведения учебного процесса и внеклассной работы; на стадионе оборудованы игровые площадки (баскетбольная и футбольная), полоса препятствий и детская игровая площадка. Все они оборудованы нестандартным оборудованием.

    Общее количество классных кабинетов – 17, есть актовый зал, компьютерный класс с 8 компьютерами, кабинет обслуживающего труда. В отдельном  здании находится столярно-слесарная мастерская

    Образование и формы обучения

    Форма обучения: очная
    В школе сформировано 10 классов – комплектов:

    • начальное общее образование: 1 – 4 классы;
    • основное общее образование: 5- 9 классы;
    • среднее общее образование: 11 класс.

    Действуют группы дошкольного образования.

    Начальное образование
    для 1–4 классов
    Основное образование
    для 5–9 классов
    Среднее образование
    для 10–11 классов
    Дополнительное образование
    для 5–9 классов

    Программа развития

    Документ
    Регистрационный №
    и дата
    Серия и №
    Дата окончания
    срока действия

    Фотографии

    Документы

    Документы не выбраны

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie